ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 9 от 20.06.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ «Аннинская школа»
№ 37 от 20.06.2022г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 573C1269AA589095C3F163A57F7ABF35
Владелец: Пучкова Екатерина Юрьевна
Действителен: с 22.10.2024 до 15.01.2026
Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ (в том числе обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ» (далее — Положение)
является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и
формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ. Данное
положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся,
применение единых требований к оценке обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по различным предметам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г., приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" », приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Уставом МОУ «Аннинская
школа» и регламентирует содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Положение принимается Педагогическим советом МОУ «Аннинская школа», имеющим
право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается директором
школы.
1.3. Положение является локальным актом школы, разработано в целях:
регламентирования порядка оценки знаний и достижений обучающихся в освоении
адаптированных образовательных программ в ходе промежуточной аттестации;
установления единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению
отметок (единой «оценочной политики») при промежуточной аттестации;
организации наблюдения за продвижением учащихся в своем развитии;
определения форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.4. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения
дидактики, применяемые в педагогической практике
— оценка знаний, навыков и умений представляет собой процесс определения
количественных и качественных показателей теоретической и практической
подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям, предъявляемым к
ним школьными программами;
— отметка — это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных
учащимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;
— выставление отметки — определение балла (количественно выраженной оценки) по
официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности,
степени ее успешности.
1.5. Оценку обучающихся с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости, в
том числе и обучающихся на дому, во 2-х — 9-х классах школы по всем предметам
образовательно программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять
по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.
1.6. Вследствие того, что образование некоторых категорий детей с ОВЗ и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не является цензовым, отметки в баллах,
выставляемые обучающимся, также не являются «цензовыми», т.е. они не могут быть
приравнены к оценкам учащихся общеобразовательной школы, а являются лишь
показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
1.7. Оценка обучающихся с тяжелым (глубоким) нарушением интеллекта, в том числе
категории семейного обучения проводится без выставления отметок. Оценивается
продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со
сверстниками. Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном МОУ «Аннинская школа»
1.8. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных
достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля
успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса
максимально эффективным образом для достижения результатов освоения адаптированных
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ, ФГОС УО (ИН)).
1.9. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных адаптированной образовательной
программой. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, по
итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются
образовательной программой. Успеваемость всех обучающихся 1-11 классов ОУ подлежит
текущему и промежуточному проводится контролю. Текущий и промежуточной контроль
успеваемости учащихся осуществляется:
в 1-х классах без фиксации образовательных результатов учащихся в виде отметок;
во 2–11-ых классах осуществляется: в виде отметок по пятибалльной шкале по
учебным предметам, курсам, дисциплинам; безотметочно ("зачтено") по учебным
предметам, курсам, дисциплинам
Итоговая оценка за четверть выставляется с учетом средневзвешенной оценки по
отдельным видам работ. Виды работ для средневзвешенного оценивания утверждаются
Педагогическим советом ОУ.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся с
ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в течение учебного периода в целях:
контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных
адаптированной образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения адаптированных образовательных
программ требованиям ФГОС ОВЗ, ФГОС УО (ИН) (с учетом пунктов 1.5, 1.6, 1.7
данного положения);
обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные планы
2.2. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения,
обязательные формы и их количество) проводится: с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей детей с ЗПР и детей с интеллектуальными
нарушениями; рекомендаций ПМПК (ПМПк); здоровьесберегающих технологий;
определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и
отражается в рабочем варианте его программы (календарно-тематическом плане).
2.3. Формами текущего контроля могут быть:
письменные работы (диктант, изложение, сочинение, контрольные, проверочные,
самостоятельные и практические работы)
тестирование;
устный опрос
защита проектов, рефератов или творческих работ; практикумы;
собеседование;
диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая);
2.4. интегрированный зачет (сочетание письменных и устных форм проверок). В целях
проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами школы
разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень,
который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень
личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на
время проверки.
2.5. Оценка устного ответа, обучающегося с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной
отсталости при текущем контроле успеваемости, выставляется в классный и электронный
журналы в виде отметки по 4-балльной системе в конце урока.
2.6. Письменные, практические, самостоятельные, контрольные и другие виды работ,
обучающихся с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости, оцениваются по
5-балльной системе, выставляются в классный и электронный журналы.
2.7. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с адаптированной
образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с
обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося,
иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. В ходе
текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу обучающегося отметкой
«2» («неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной работы обучающего
характера.
2.8. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
2.9. Обучающиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам 2/3 учебного
времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких
обучающихся решается в индивидуальном порядке.
2.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством
заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник
обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных
представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями
(законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты
текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные
представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля
успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих
документов, для чего должны обратиться классному руководителю.
2.11. Текущий контроль предметов блока коррекционных занятий.
2.11.1. При планировании развития психомоторики и сенсорных процессов учителем
разрабатывается схема обследования и оценки уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов у детей, которая позволяет отслеживать продвижение обучающихся в
своем развитии. Отметки в журнал не ставятся.
2.11.2. При планировании логопедической работы педагог-логопед составляет речевые карты
с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием письменной
речи учащихся, с помощью которых отслеживает развитие речи.
2.11.3. Федеральной и региональной программ по ЛФК не существует. Специалистом по
ЛФК разрабатывается локальная программа, исходя из общепринятых в специальном
образовании форм и методов, а также возможностей школы. Последовательность работы
определяется структурой нарушения, имеющегося у ребенка и рекомендациями ПМПК.
Программа должна быть рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета и
утверждена директором школы.
2.12. Текущий контроль обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающих образование в
форме индивидуального обучения на дому.
2.12.1. Текущий контроль по основным предметам проводит учитель, осуществляющий
обучение на дому. Для проверки качества усвоения индивидуального плана, составленного в
соответствии с программами учебного плана для детей с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на
дому, по итогам четверти и года учителями проводятся контрольные работы в форме
промежуточной аттестации.
2.12.2. Результаты текущего контроля детей с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся индивидуально
на дому, систематически заносятся в журнал индивидуального обучения. Результаты
промежуточной аттестации вносятся в классный журнал соответствующего класса, согласно
положения об индивидуальном обучении на дому.
2.13. Текущий контроль обучающихся с тяжелой (глубокой) степенью умственной отсталости.
2.13.1. Обучение детей данной категории организовано по специальным программам, на
основании которых составляются учебный план и индивидуальные программы для каждого
ребенка, в которых указано какими умениями и навыками должен он овладеть, метод оценки
знаний обучающихся, воспитанников. Отметки не выставляются. Отслеживается
продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения результатов со
сверстниками.
3.
Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации
3.1. Целью аттестации является:
- объективное установление фактического уровня освоения адаптированной
образовательной программы и достижения результатов освоения адаптированной
образовательной программы обучающимися с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (НИ);
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им адаптированной образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности обучающегося с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы;
- обеспечение основания перевода, обучающегося в следующий класс;
- допуск обучающихся с ОВЗ к экзамену, в том числе обучающихся с легкой и умеренной
степенью умственной отсталости по трудовому обучению.
3.2. Промежуточная аттестация в МОУ «Аннинская школа» проводится на основе
принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся
результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования,
формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными
услугами и иных подобных обстоятельств.
3.3. Для отслеживания уровня знаний и умений используются:
стартовые и итоговые контрольные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие (тематические) проверочные работы;
разноуровневые (дифференцированные) контрольные работы.
Результаты текущего и итогового контроля фиксируются в классных электронных журналах.
С учетом психофизиологических особенностей, обучающихся учитель может не выставлять
в журнал неудовлетворительные отметки по результатам текущего контроля. По результатам
контрольных работ в журнал выставляются все полученные обучающимися отметки.
3.4. Стартовая диагностическая работа проводится в начале учебного года. Она позволяет
определить актуальный уровень предметных знаний, умений и навыков обучающихся,
необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития»,
организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Итоги стартовой работы
могут быть оценены в баллах и выставлены в классный журнал только в случае
положительного результата.
3.5. Тематические проверочные работы проводятся по завершению изученной темы.
Возможен вариант отсроченного контроля, когда проверочная работа дается уже в ходе
изучения следующей на этапе решения частных задач, что позволяет увеличить время на
закрепление и отработку пройденного материала.
3.6. Контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов. Содержание
контрольных работ с учетом психофизиологических особенностей обучающихся может
дифференцироваться по форме предъявления материала, объему, степени сложности, мере
самостоятельных действий.
3.7. Итоговые проверочные работы проводятся в конце каждой четверти и учебного года.
Содержание контрольных работ включает в себя все основные темы учебного периода.
Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.
Работа может проводиться в несколько этапов.
В отношении детей с особыми образовательными потребностями школьным психологопедагогического консилиумом может быть вынесено решение о дифференциации форм
итогового контроля предметных знаний, умений и навыков.
3.8. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются на основе
следующих показателей, применительно к освоению адаптированных и основных
общеобразовательных программ:
«5» - за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета; отсутствие
ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу
«4» - за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов; не более 2
ошибок или 4 недочета;
«3» - не более 6 ошибок или 10 недочетов; не более 5 ошибок или не более 8
недочетов;
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов.
3.9. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, рассматриваются
индивидуально для каждого ребенка. Специфическими ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
отметки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
3.10. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала
оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов,
набранная обучающимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к
максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Максимальный (самый высокий) уровень 85 – 100 % - «5»
Повышенный (функциональный) уровень 84 – 70 % - «4»
Базовый (средний) уровень 50 – 69 % - «3»
Ниже базового уровень 30 – 49 % - «2»
3.11. Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР и легкой
(умеренной) степенью умственной отсталости применяются следующие формы оценивания:
пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачѐт», «незачѐт». Критерии
оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному
предмету и утверждаются Педагогическим советом.
3.12. Для проведения промежуточной аттестации составляется график, утверждаемый
директором школы, который является открытым для всех участников образовательных
отношений — педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных
представителей).
3.13. Годовые отметки по всем предметам учебного плана учащихся с ЗПР и легкой
(умеренной) степенью умственной отсталости выставляются в личное дело обучающегося и
являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по
трудовому обучению выпускников с умственной отсталостью (лѐгкой и умеренной).
3.12. В первом классах школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. В
течение учебного года отметки учащимся не выставляются. Не допускается использование
любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
3.13. Результат продвижения первоклассников в развитии может определяться на основе
анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
развития речи.
3.14. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов
текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3.15. Четверные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более
текущих отметок за соответствующий период.
3.16. Во 2-11-х классах для учащихся с ЗПР проводится письменная аттестация в формах:
- во 2-8-х классах: контрольная работа по математике, контрольный диктант с
грамматическим заданием по русскому языку; - во 2-7-х классах контрольная работа по
математике, контрольный диктант с грамматическим заданием по русскому языку, проверка
техники чтения;
- в 9-х классах: контрольные работы по математике и русскому языку в формате ОГЭ в
форме ГВЭ.
3.17. При пропуске обучающимся 2/3 учебного времени, отводимого на изучение предмета,
при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие
обучающийся не аттестуется.
3.18. В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не
проводятся.
3.19. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством
заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник
учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
детей. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными
представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной
аттестации учащихся в устной форме. В случае неудовлетворительных результатов
аттестации – в письменной форме под подпись родителей (законных) представителей
несовершеннолетних обучающихся с указанием даты ознакомления. Родители (законные
представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной
аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов,
для чего должны обратиться к классному руководителю.
3.20. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть
установлены МОУ «Аннинская школа» для следующих категорий, учащихся по заявлению
учащихся (их законных представителей):
выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на российские или международные
спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и
иные подобные мероприятия;
отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
находящихся на лечение или реабилитации;
для иных обучающихся по решению педагогического совета.
3.21. Для обучающихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.
3.22. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на совещаниях при директоре,
заседаниях методических объединений и педагогического совета МОУ «Аннинская школа»
4. Контроль и оценка метапредметных умений и «жизненных компетенций»
обучающихся
4.1. Метапредметные
умения обучающихся
оцениваются
по
четырем
направлениям: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Контроль уровня форсированности метапредметных умений учителями осуществляется 1
раз в четверть. Административный контроль – 1 раз в год.
4.2. Результаты и динамика уровня форсированности у обучающихся метапредметных
умений фиксируются в материалах педагогической диагностики и в аналитических справках
заместителей директора по УВР.
4.3. Функция компонента «жизненной компетенции» заключается в обеспечении ребенка с
ОВЗ практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни
и формирующими основу социальных контактов.
4.4. Компонент «жизненной компетенции» в структуре образования умственно отсталых
детей рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы
ребёнку в обыденной жизни для решения различных практических задач и обеспечивают его
адаптацию и социализацию в общество.
4.5. Для оценки продвижения ребенка по компоненту «жизненной компетенции»
используется метод экспертной группы. Данная группа объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком.
Задачей экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере
жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка.
Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений
его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Результаты анализа фиксируются в
форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании
динамики развития жизненной компетенции ребенка. Оценка результатов выполнения
специальной индивидуальной образовательной программы по каждой содержательной
линии позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, их анализ также
описать динамику развития его жизненной компетенции. Результаты проведённого анализа
обобщаются экспертной группой в индивидуальном профиле развития жизненной
компетенции ребенка по следующим позициям:
-адекватность представлений обучающегося о себе;
-владение навыками в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания;
-осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной
организации;
-осмысление и дифференциация своего социального окружения, принятых ценностей,
социальных ролей (освоение доступных социальных ролей, овладение стандартными
схемами социального поведения, соблюдение общепринятых правил и норм);
-способность вступать в коммуникацию с окружающими, владение навыками социального
общения и общепринятыми правилами социального взаимодействия.
Результаты проведенного экспертной группой анализа рассматриваются на школьном
психолого-педагогическом консилиуме и в обобщенном виде заносятся в индивидуальные
психолого-педагогические карты обучающихся.
4.6. При обучении детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости,
сложным дефектом итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями
обучающего, где приоритетным является переход от достигнутого ребенком успеха к тому,
что ещё предстоит ему освоить. Наиболее значимыми этапами «жизненной компетенции»
для этой категории детей являются:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с
ним).
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или
вербально).
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
4.7. Предъявление (демонстрация) достижений обучающегося за год. Каждый обучающийся
в концегода должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия
этой формы оценки заключается в смещение акцента с того, что ребенок не знает и не
умеет, к тому, что он знает и умеет.
5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую образовательную
программу учебного года, переводятся в следующий класс.
5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, адаптированной образовательной программы или
не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью.
5.3. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию
обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года
возлагается на их родителей (законных представителей).
5.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу не более двух раз в период
текущего учебного года. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.
5.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
5.6. Обучающиеся по адаптированным образовательным программам, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другим видам адаптированных образовательных программ в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
5.7. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
Педагогического совета.
6. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации
6.1. Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель,
преподающий предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют
его родители (законные представители).
6.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся, имеет право:
разрабатывать
материалы для всех форм текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся за текущий учебный
год;
проводить
процедуру
аттестации
и
оценивать
качество
усвоения
обучающимися содержания учебных программ,
соответствие уровня подготовки школьников требованиям ФГОС ОВЗ и
ФГОС УО (ИН);
давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню
подготовки по предмету.
6.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
-использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, обучающихся за текущий учебный год;
-использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения директора;
-оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное,
некорректное отношение.
6.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся через дневники обучающихся класса,
родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае
неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно
уведомить его родителей (законных представителей) о решении Педагогического совета, а
также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся передается заместителю
директора по УВР.
6.5. Обучающийся имеет право:
- знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими
их порядок, критериями оценивания; - проходить все формы промежуточной аттестации
за текущий учебный год в порядке, установленном МОУ «Аннинская школа»;
-в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку.
6.6. Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.
6.7. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право:
-знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими
их порядок, критериями оценивания; - обжаловать результаты промежуточной аттестации
их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации.
6.8. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны:
-соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
-вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной
аттестации;
-оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по
одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс
условно.
6.9. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету,
рассматриваются в установленном порядке Комиссией по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений МОУ «Аннинская школа». Для пересмотра, на
основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из
трех человек, которая в письменной форме в присутствии родителей (законных
представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету
фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является
окончательным.
6.10. Учреждение определяет нормативную базу проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность,
формы, методы в рамках своей компетенции.
7.Обязанности администрации в период подготовки, проведения и после завершения
промежуточной аттестации обучающихся
7.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация
школы:
-организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и
формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее
результатам;
-доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки перечень
предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также
формы ее проведения;
-формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
-организует экспертизу аттестационного материала;
-организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к
промежуточной аттестации.
7.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует
обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и Педагогического совета.
7.3. Данное Положение действительно со дня утверждения приказом директора Школы до
отмены действия или замены новым.
Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ
(УО/интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В
случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация
может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2
образовательной программы.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всестороння и комплексная оценка
овладения
обучающимися
социальными
(жизненными)
компетенциями
может
осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет
собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает
педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов,
педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психоневролога, невропатолога,
педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов
освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП следует учитывать мнение
родителей (законных представителей). Предметные результаты связаны с овладением
обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия2-го
класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет
привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого
полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу детей,
используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным,
насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На
этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок
учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только
под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной
долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка
достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна
базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями
оценки
планируемых
результатов
являются
следующие:
соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут
оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности
целесообразно соотносить
результаты,
продемонстрированные
ребенком,
с
оценками:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» – от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов– приобретение обучающимися с умственной
отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов –получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между
собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной
просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися с умственной
отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой
общественной среде. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
По окончании школы выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
Критерии оценивания успешности продвижения
обучающихся с ОВЗ УО/ТМНР (вариант «2»)
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР (вариант «2»)
принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых
детей без дополнительных нарушений (вариант «1»). Они (итоговые достижения)
определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование
нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями,
умениями и навыками в различных образовательных областях («академический»
компонент)регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения
задач повседневной
жизни.
Накопление
доступных
навыков
коммуникации,
самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос
сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент
«жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в
процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП обучающимися
происходит строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для текущей оценки результатов освоения АООП, два раза в год в СИПР отражается
сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их
самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в
СИПР.
Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка целесообразно
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет
представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно
контактирующих с ребёнком, включая учителя, учителя-логопеда, учителя АФВ, педагогапсихолога и др., а также членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных и академических
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем
членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень компетенции.